Эмиссия акций

Эмиссия акций — это алгоритм по выпуску и перемещению ценных бумаг в структуру фондового рынка. В России эмиссия регулируется несколькими Федеральными Законами, первый из которых был определен в 1995 г., перечень включает ФЗ:

  • Об акционерных обществах;
  • О рынке Ценных Бумаг;
  • О защите инвесторов на рынке ЦБ;
  • О правилах выпуска ЦБ кредитными структурами;
  • А также дополняющие нормативы, стандарты и поправки.

Выпуск, осуществляемый до регистрации компании называется первичным, эта же процедура после проведения госрегистрации АО называется вторичной эмиссией.

эмиссия акций

Вторичная процедура ранжируется по способу размещения:

  1. Конвертация — когда происходит обмен одних ЦБ на другие.
  2. Размещение — происходит внутри АО и между существующими акционерами.
  3. Подписка — сопровождается договором по купле-продажи и, в свою очередь, делится на:
    • открытую — с информацией в свободном доступе;
    • закрытую — когда о процедуре осведомлены лишь некоторые лица.

Выпуск ценных бумаг: распределение долей, этапы и участники

Ознакомившись, что такое эмиссия акций, пора узнать кто и зачем издает ценные бумаги. Посредством эмитирования акций, компании передают новые ценные бумаги акционерам, которые в свою очередь могут быть новичками или давними владельцами ЦБ.

Выпуск и распределение

Наряду с понятием «выпуск», иногда используется термин «распределение долей», который описывает тот же самый процесс, но в действительности небольшие различия существуют:

  1. При размещении, акции создаются и перемещаются в рыночную среду Акционерными Обществами для людей, которые становятся инвесторами компании.
  2. Передача ценных бумаг, напротив, предполагает, что акции передаются от существующего инвестора кому-то другому.

Важность выпущенных бумаг определяется их участием в расчете рыночной капитализации. С учетом текущей цены они помогают инвесторам оценить стоимость и производительность компании.
этапы эмиссии ценных бумаг

Порядок и этапы эмиссии акций

Трудоемкий процесс утверждения, регистрации и размещения проводится при участии андеррайтера — профессионала, представляющего рынок фондов. Работа специалиста осуществляется на договорных началах с заказчиком.

Последовательные шаги мероприятия включают:

  1. Решение о процедуре выпуска, которое принимается на собрании акционеров и закрепляется документально с перечислением:
    • вида и формы выпуска;
    • способа хранения и номинала;
    • количества и последовательности размещения;
    • прав владельцев.
  2. Утверждение бланков бумаг и составление номенклатуры. Правомочные государственные органы готовят документы для регистрации, на этой стадии эмитент может получить отказ. Причиной служат просрочки или некорректные данные.
  3. Выдача решения — когда все в порядке, регистрация заканчивается выдачей с указанием регистрационного номера. До этого времени под запретом находится любая реклама, обнародование данных и операции с ЦБ.
  4. Раскрытие информации — данные появляются в СМИ. После первой проведенной сделки с участием новых бумаг считается, что размещение состоялось.
  5. Отчет о процедуре с перечнем данных о выпуске и акционерах-владельцах более чем 2% голосующих акций передается в структуру госрегистрации. Все затраты ложатся на эмитента.
  6. Итоговый отчет о выпуске — он оглашается на собрании. В Устав Акционерного Общества вносятся необходимые изменения. Выпускаемые бумаги бывают на предъявителя и именные в документарной или бездокументарной форме.

Когда компании выкупает собственные акции, они остаются в списке, выпущенных, поскольку ОА вправе их перепродать.

Дополнительный выпуск: цели и итоги

Бумаги выпускаются компаниями на старте деятельности, но некоторые АО впоследствии инициируют повторную эмиссию.

Основная причина процедуры дополнительной эмиссии акций, это сбор денег для финансирования бизнеса, без привлечения кредитов и, соответственно, выплат и процентов за пользование займом:

  • наряду с любыми деньгами, которые компания может брать взаймы, размещение ценных бумаг позволяет обществу наращивать обороты;
  • новые фонды часто требуются для органического развития бизнеса;
  • выпущенные акции могут финансировать новую разработку или проект, который требует значительного начального капитала;
  • выпуск акций нередко используется как источник для покупки другой компании или бизнеса.
  • компания может направить новые бумаги на бонусное вознаграждение своим акционерам;
  • иногда общество использует собственную прибыль для финансирования эмиссии, обычно это приводит к снижению стоимости выпущенных бумаг, что, в свою очередь, превращает их в более доступные для инвесторов.
  • если акционеры предпочитают не получать денежные дивиденды, фирма может предложить целевой выпуск акций на ту же стоимость, что и дивиденды. Такой метод популярен, поскольку новые ценные бумаги в качестве дивидендов не влияют на денежный поток;
  • акции выпускают для погашения кредитов фирмы, эта ситуация возникает после локального или глобального финансового кризиса.

На практике, дополнительная эмиссия акций чаще всего влечет понижение курса котирующихся на фондовой площадке акций, хотя существует 3 возможных варианта:

  • цены не изменятся — так случается редко;
  • цены вырастут — это происходит очень редко;
  • цены снизятся — ситуация наблюдается чаще всего.

Развитие сценария зависит от стоимости размещения, точнее соответствия цены новых бумаг справедливой цене. Если размещение прошло по цене равной справедливой, то стоимость всех обращающихся бумаг останется прежней.

Дополнительный выпуск предоставляет владельцам Акционерных Обществ широкую свободу выбора сроков, объемов и масштабности процесса. В результате, с грамотным просчетом, можно заинтересовать значительное количество инвесторов во вложении в капитал предприятия.

Государственная регистрация дополнительной эмиссии ложится на федеральную структуру и сопровождается изменениями в реестре в 3-дневный срок после одобрения регистратором или подачи эмитентом заявления.