ВВП на душу населения

Часто при обсуждении результатов общей хозяйственной деятельности в стране за определенный период представители власти, аналитики и предприниматели упоминают ВВП, его прирост и развитие. Что такое ВВП на душу населения, как рассчитать показатель, что учитывается при подсчете ВВП и для чего он нужен, рассмотрено в статье.

ВВП расшифровывается в экономике как валовой внутренний продукт. ВВП на душу населения — это рыночная стоимость всей произведенной в пределах территории государства готовой продукции, т. е. продукции, которая предназначена для реализации и конечного потребления, а не дальнейшего участия в производстве других продуктов.

В показатель входят данные за годовой период. Таким образом выводится общий показатель, тогда как считать ВВП на душу населения нужно следующим образом: общее число делится на численность населения страны и демонстрирует общее материальное благосостояние населения. Место приобретение сырья не учитывается.

Расчет ВВП

Из понятия видно, что показатель является макроэкономическим и исчисляется в масштабе государства за длительный период — год. Как рассчитать ВВП при таких условиях?

Существуют более узкие определения валового продукта, в расчет попадают различные стоимостные выражения. Например, если считать сумму всей валовой добавленной стоимости всех секторов экономики, то должно быть учтено и присутствие налогов на продукты, т. е. косвенных налогов, за минусом продовольственных субсидий.

Также показатель градируется на номинальный — валовой внутренний продукт в рыночных ценах — и реальный. В первом случае значение показателя коррелирует с инфляцией, индексом цен и доходами. Если цены повышаются, то увеличивается и номинальный ВВП, в которой заложены ценовые параметры. Реальный ВВП отражает изменения по сравнению с предшествующими годами.

С учетом этих особенностей экономисты разработали следующие методы расчета валового внутреннего продукта:

  • по добавочной стоимости;
  • по доходам;
  • по расходам.

Каждый метод является проекцией номинального, реального ВВП или ВВП в разрезе наценок и налогов и одинаково эффективен в вопросах, как считать ВВП страны и что такое ВВП на душу населения, поскольку суть каждого метода связана с конечным потребителем.

Метод по добавочной стоимости

Чтобы определить ВВП, складывается вся добавленная стоимость, созданная хозяйствующими субъектами в течение года для реализации продукции внутри страны. Добавленная стоимость – это разница между стоимостью конечных реализуемых продуктов и стоимостью товаров, использованных для их производства, т. е. наценка, та сумма, на которую продавцы повышают цену на продукт.

Формула расчета: ВВП = ДС + Н — С;

расшифровка:

ДС — валовая добавочная стоимость;

Н — косвенные налоги;

С — продовольственные субсидии.

По методу рассчитывается только реализация конечной продукции, тогда как промежуточная реализация и потребление не принимают участия в расчете.

Метод расходов

Из статистики берутся расходы хозяйствующих субъектов:

  • государственные расходы — закупки государства;
  • инвестиции в национальную экономику — расходы экономических субъектов;
  • расходы населения на потребление продуктов;
  • иностранные расходы, т. е. чистый экспорт (экспорт минус импорт).

В государственные издержки входят:

  • содержание организаций и учреждений, необходимым для выполнения функций государства, а также оплата труда работников этих ведомств;
  • инвестиции государственных организаций в экономику.

Не входят в расчет выплаты дивидендов и процентов по государственным ценным бумагам и трансфертные платежи, поскольку они не относятся ни к товарам, ни к услугам и не выплачиваются по бартеру на товары и услуги, а являются чистым перераспределением доходов.

Инвестиционные расходы осуществляются для приобретения определенной группы инвестиционных товаров. К ним относятся:

  • оборудование, строительство промышленных сооружений и зданий, т. е. основные средства;
  • жилищное строительство — покупка населением жилой недвижимости;
  • запасы — сырье, материалы, продукты незавершенного производства, нереализованные конечные товары.

Расходы на основные средства и жилье являются твердыми, на запасы — переменными, поскольку измеряется стоимость не самих запасов, а изменение их количества в течение года — если запасы вырастают, повышается общий ВВП, так как рост значений – это дополнительные инвестиции в запасы, как и наоборот, уменьшение запасов свидетельствует о реализации этих продуктов, что ведет к уменьшению ВВП в части расходов на запасы.

В расходах учитываются не только прямые расходы на покупку, но и амортизационные отчисления. Одинаковый размер прямых инвестиций и расходов на амортизацию означает отсутствие как прогресса, так и регресса. О положительной динамике экономике говорит ситуация, когда прямые инвестиции превышают амортизационные. Противоположная ситуация повышения амортизационных отчислений над чистыми расходами, что означает экономический спад.

Рассчитываются и расходы населения, т. н. потребительские издержки, сюда входят издержки на покупку:

  • товаров короткого срока службы — до 1 года;
  • товаров длительного срока службы — от 1 года;
  • услуг.

Расходы населения составляют 2/3-3/4 всех расходов в ВВП страны.

Чистый экспорт – это величина сальдо из торгового баланса.

Метод доходов

Для измерения ВВП учитывают следующие доходы субъектов страны:

  • основной доход — зарплата;
  • процентные доходы;
  • арендные выплаты;
  • прибыль от экономической деятельности;
  • косвенные налоги — хотя НДС не является доходом хозяйствующих лиц, а относится к государственным поступлениям, но должны учитываться при расчете ВВП, так как в цену каждого товара входит этот налог, который при сложении всех доходов требуется прибавить к ним;
  • амортизация — так же, как и НДС, входит в цену товаров.

Сложение все доходов, косвенных налогов и сумм амортизационных отчислений и будет уровнем ВВП по году.

Государственное влияние

ВВП это статистические данные, которые находят отражение стоимостей и выплат хозяйствующих субъектов. Роль государственного аппарата при этом кажется незначительной, хотя она присутствует — не в виде субъекта ВВП, а в виде регулятора и управленца. Возникает вопрос, как государство может повлиять на рост ВВП?

В зависимости от системы государственной власти и экономической структуры — рыночной, командно-административной или смешанной, а также финансовой и экономической политики исполнительной ветви государство определяет степень вмешательства в экономическое течение. Например, в России принята рыночная экономика, и даже Центральный банк, чья роль в экономике имеет первостепенное значение, наделен полноценной автономностью и независимостью.

Россия, как и большинство стран, может вносить вклад в ВВП посредством государственных заказов и закупок, а также найти косвенные рычаги воздействия — изменения в налоговой системе, принятие законов о поддержке бизнеса, привлечение инвестиций и оздоровление предпринимательского климата. Ведь рост экономики неизбежно ведет к повышению покупательной способности и возможностей населения и общему увеличению ВВП.